Голосовое меню (IVR) – инструмент телефонии, который компании подключают для увеличения скорости и эффективности обработки звонков. Он является решением многих проблем бизнеса: сокращает расходы на колл-центр, снижает на него нагрузку и повышает качество обслуживания.
Давайте в этой статье разберёмся: что такое IVR (интерактивное голосовое меню), как его настроить так, чтобы оно приносило бизнесу прибыль и решало его задачи автоматически.
- Что такое голосовое меню (IVR)
- Статический и динамический IVR
- Какие функции выполняет IVR
- Как работает IVR-меню
- Преимущества использования IVR-меню
- Зачем бизнесу IVR
- Как правильно настроить голосовое меню
- Как записать IVR
- Типичные ошибки проектирования IVR
- Рекомендации для грамотной настройки IVR
- Голосовое меню для телефонии: примеры и сценарии
- Коротко о главном
Что такое голосовое меню (IVR)
Голосовое меню (IVR-меню) – это инструмент телефонии, который выясняет цель звонка клиента и переводит его в нужный отдел (техподдержку, отдел продаж и др.).
С некоторым задачами IVR может помочь клиенту и без привлечения специалистов компании. Например, сообщить позвонившему человеку время работы организации (отвлекать ради такой мелочи оператора точно не стоит, робот справится сам, если предусмотреть это в его скрипте).
В общем, эта технология берёт на себя первичную обработку входящих вызовов.
IVR-меню бывает одноуровневым (клиенту задают один вопрос и после этого переводят его на специалиста / решают проблему в режиме самообслуживания) и многоуровневым (позвонившему по номеру задают несколько вопросов и только после этого начинают заниматься решением его проблемы).
Пример одноуровневого меню: человек потерял карту и звонит на номер банка.
- В трубке проигрывается запись голосового сообщения: «Если вам нужна консультация финансового специалиста – нажмите 1, если у вас возникли технические проблемы с приложением банка – 2, если хотите заблокировать карту – 3».
- Человек выбрал 3 вариант, и система заблокировала его карту. Помощь сотрудников банка для решения проблемы не потребовалась.
Если бы этот человек хотел взять кредит, то выбрал бы 1. Если бы не мог войти в приложение банка – 2. В обоих случаях звонок был бы переадресован в соответствующие его запросу отделы, где пользователю помог бы свободный специалист.
Пример многоуровневого меню: человек звонит в кафе.
- Реплики IVR звучат так: «Если вы хотите заказать столик – нажмите 1, если хотите заказать доставку – 2».
- Клиент нажимает на клавиатуре телефона цифру 1.
- Далее задаётся ещё один вопрос: «Нажмите 1 – если вы хотите посетить наше кафе на проспекте Мира 12, 2 – если планируете посетить кафе на Берёзовой 7б».
- Клиент выбирает 2.
- После этого робот узнаёт имя человека, сколько гостей придёт, сохраняет заявку в системе, бронирует столик.
Обычно IVR входит в перечень услуг, подключаемых вместе с виртуальной АТС. (Если ваша компания подключила в офисе виртуальную АТС, а она не поддерживает IVR – это большая проблема, которая требует решения.)
Статический и динамический IVR
В статическом IVR используются только заранее записанные голосовые сообщения, а динамическое IVR создаёт реплики прямо на ходу.
Динамическое IVR при создании реплик учитывает контекст телефонного разговора и информацию из баз данных, к которым имеет доступ. Функционал динамического намного шире, чем статического.
Какие функции выполняет IVR
Главная функция IVR – приём и обработка входящих звонков.
Система принимает звонки пользователей и переводит их на нужных специалистов. Или же, если у неё есть такой функционал, решает проблему автономно (без их привлечения).
Эта большая функция включает в себя:
- Информирование позвонивших о том, куда они попали и какими опциями могут воспользоваться.
- Помощь клиентам в навигации среди отделов и сотрудников.
- Решение проблемы долгого ожидания на линии.
- Создание положительного впечатления о компании.
Как работает IVR-меню
- Начало диалога.
Система принимает входящий вызов, запускает голосовое приветствие и перечисляет опции, из которых можно выбрать.
Например: «Здравствуйте, вы связались с онлайн-магазином “Чароматик”. Нажмите 1 – если хотите сделать заказ, 2 – если вам нужна консультация специалиста» и т.д.
- Обработка выбора клиента.
После того как человек нажал на нужную кнопку, система передаёт его вызов в соответствующий отдел или решает проблему без привлечения специалиста.
Например: «Вы выбрали вариант “2”. Соединяю Вас с нашим менеджером…»
- Дополнительные вопросы.
Меню часто делают многоуровневыми, так что после того как пользователь сделает первый выбор, его могут попросить сделать ещё несколько.
- Сбор обратной связи.
Рекомендуем настроить всё так, чтобы в конце диалога система просила оценить качество обслуживания.
Преимущества использования IVR-меню
- Приём звонков 24/7.
Интерактивное голосовое меню на связи круглосуточно, так что клиенты смогут обратиться за помощью в любое время. Никакие перерывы и выходные не нужны.
- Рост качества коммуникации.
Уровень обслуживания вырастет, так как IVR не пропустит ни одного звонка и не допустит ошибок в тексте сценария телефонии.
- Экономия бюджета, времени и ресурсов.
Так как часть задач будет закрываться без привлечения операторов, нагрузка на персонал сократится. Следовательно, вам не придётся нанимать новых сотрудников, даже если поток входящих звонков увеличится.
- Рост лояльности клиентов.
Людям не придётся долго ждать на линии, они смогут решать свои проблемы намного быстрее.
- Персонализация и сбор данных.
Если компания интегрировала IVR и CRM с помощью API, то при звонке от человека, номер телефона которого уже хранится в CRM, робот сможет обратиться к нему по имени и отчеству и в первую очередь предложить те услуги, которыми этот контакт интересовался ранее.
В процессе диалога робот будет вносить в CRM-систему новую полученную информацию.
- Лёгкая масштабируемость.
В любой момент можно подключить дополнительные опции или добавить новых сотрудников.
- Запись телефонных разговоров.
Компания может подключить запись всех диалогов. Их анализ позволит улучшить обслуживание и внести полезные изменения в IP-телефонию.
Zvonobot предоставит записи звонков в удобном для вас формате: аудио или текстовом.
- Голосовые сообщения.
Запишите дополнительные голосовые сообщения, которые будут проигрываться, например, в процессе ожидания.
Пока пользователь ждёт на линии, он узнает информацию о новых товарах, акциях и др.
- Международные звонки.
Сервис Zvonobot поможет вам настроить работу с 65 странами мира.
Зачем бизнесу IVR
IVR помогает и клиентам, и сотрудникам, и бизнесу в целом:
- Оно отвечает на звонок буквально через секунду. Если поступит несколько вызовов сразу, то система одновременно ответит на все.
- Оно быстро и эффективно решает задачи клиентов без привлечения сотрудников компании.
Если вопрос слишком сложный и без помощи оператора не обойтись, то пользователям не придётся ждать на линии слишком долго. Система распределяет звонки так, чтобы ожидание было минимальным.
- Оно может рассказать об акциях, новинках и т.д., когда абонент ждёт на линии. Эта информация может заинтересовать человека, и он сделает заказ.
- Оно функционирует 24/7 и не совершает ошибок в маршрутизации (если сценарий был настроен корректно).
- Оно сокращает нагрузку на операторов, и они успевают обслужить каждого позвонившего на номер организации на высоком уровне.
- Оно полезно также в нерабочее время: люди могут оставлять голосовые сообщения. На следующий день им перезвонят и помогут.
Всё это повышает качество обслуживания и лояльность клиентов, а также сокращает нагрузку и расходы на колл-центр.
Как правильно настроить голосовое меню
Для того чтобы правильно настроить меню, необходимо продумать сценарий и текст.
На самом деле всё очень просто.
Выберите сервис, который занимается подключением голосового меню, свяжитесь с персональным менеджером и разработайте сценарий вместе с ним.
Советы для правильной настройки IVR:
- Убедитесь, что записали качественные аудиофайлы с репликами для голосового меню, и после этого загрузите их в личный кабинет. (Некоторые сервисы, к примеру Zvonobot, готовы взять создание аудиофайлов на себя.)
- Всегда начинайте с голосового приветствия, грамотная презентация вашей компании перед клиентом очень важна.
- Распишите подробный алгоритм работы для интерактивного голосового меню, например, нажатие на кнопку «1» – пользователя переведут на отдел продаж, нажатие на «2» – на техподдержку и т.д.
- Если вызовы должны переводиться не просто в отделы, а определённым сотрудникам, то обязательно укажите это.
- После того как закончите разработку, всё тщательно протестируйте.
Как записать IVR
Вы можете записать реплики для статической IVR своими силами или же обратиться к специалистам.
Если у вас есть сотрудник с приятным голосом и хорошей дикцией, то вы вполне сможете записать реплики для автоответчика самостоятельно. Однако учтите, что если в IVR нужно будет внести изменения, а сотрудник уволится, то придётся перезаписывать всё голосовое меню полностью.
Мы советуем вам обратиться за услугой к профессионалу. На записи опытного диктора точно не будет посторонних шумов и нечёткого звучания.
Есть ещё вариант: синтез речи с помощью специальных программ. Однако по уровню звучания и отсутствию интонаций будет очевидно, что озвучкой занимался не человек (хотя всё зависит от качества программы, которую вы планируете использовать).
Типичные ошибки проектирования IVR
- Слишком много опций в меню.
Вероятно, пользователь просто запутается и уйдёт.
- Качество звучания.
Плохое качество аудио вызовет недовольство пользователей, они не захотят вслушиваться и просто бросят трубку.
- Ошибки в сценарии.
Некоторые компании не тестируют меню перед запуском, в итоге клиенты попадают не в те отделы, в которые должны были.
- Нельзя вернуться на предыдущий уровень.
Если у вас многоуровневое меню, то стоит предусмотреть такую возможность.
- Не настроены реплики для приёма звонков в нерабочее время.
Робот должен объяснить позвонившему на номер человеку, что организация сейчас не работает, но он может оставить голосовое сообщение, и менеджер свяжется с ним позже.
- Непонятные пункты меню.
Пункты должны быть сформулированы чётко, просто и понятно. Никакой многозначности слов.
- Неприятный голос озвучки.
Некачественная озвучка сразу же испортит впечатление о вас.
- Если человек не выбрал ни один из пунктов, его не переводят на оператора.
Если ни одна из опций в меню не подходит клиенту, то его звонок должен переводиться на оператора, который разберётся с его проблемой.
- Навязчивая музыка.
Часто любая музыка, играющая в процессе ожидания, начинает раздражать людей.
- Навязчивая долгая реклама.
Вы можете вставить рекламные объявления с информацией о новых товарах и акциях, которые прозвучат во время ожидания ответа оператора, но не переборщите. Слишком большое количество рекламы разозлит пользователей.
Рекомендации для грамотной настройки IVR
- Максимум 5 опций в голосовом меню.
Не давайте слишком много вариантов, люди просто запутаются.
- Максимум 4 уровня меню.
Слишком длинное многоуровневое голосовое меню быстро начнёт раздражать пользователей.
- Вариант для тех, кому не подходит ни одна из опций, которые вы предложили.
Таких клиентов нужно просто перевести на свободного оператора, который займётся их проблемой.
- Никакой навязчивой музыки.
Фоновые мелодии большинству людей кажутся раздражающими, так что просто не включайте их.
Лучше вставьте небольшую рекламу своих услуг.
- Персонализация.
Наличие информации о клиенте и его предпочтениях сделает диалог более продуктивным.
- Сообщение позиции в очереди.
Сообщите клиенту, сколько примерно ему придётся подождать.
Если перед ним всего два человека, то пользователь останется на линии, а если десять и у него сейчас нет времени ждать, то свяжется с компанией позже.
В обоих случаях это укрепит его лояльность к компании, потому что она позаботилась о нём.
- Функция «распознавание речи».
IVR, способный распознавать речь, обрабатывает запросы клиентов быстрее и эффективнее, так что эта функция будет полезна.
- Тестирование.
Очень важно протестировать, корректно ли функционирует IVR. Это поможет избежать ошибок и проблем.
Голосовое меню для телефонии: примеры и сценарии
Ваше голосовое меню будет зависеть от сферы бизнеса, в которой вы работаете. В разных сферах – разные особенности, однако для любой из них самое важное – это проработанный сценарий.
Пример меню, которое можно запустить для кафе:
«Здравствуйте! Вы позвонили по номеру кафе “Бафло”. Нажмите 1 – если хотите забронировать столик, 2 – если хотите заказать доставку еды на дом, 3 – если хотите оставить отзыв о нашем кафе».
Вот что произойдёт после выбора:
1 – робот сам внесёт все персональные данные клиента в CRM и забронирует на его имя столик;
2 – пользователя перенаправят к менеджеру, который примет заказ и поможет с выбором;
3 – робот выслушает клиента и добавит его отзыв в базу.
Можно составить несколько сценариев для IVR, которые будут запускаться в зависимости от времени суток, дня недели или определённой даты (для праздников).
Например:
«Здравствуйте! Вы позвонили на номер кафе “Бафло”. Нажмите 1 – если хотите забронировать столик, 2 – если хотите оставить отзыв о нашем кафе. Сейчас наше кафе уже закрыто. Доставка в данный момент недоступна, вы можете оставить нам голосовое сообщение после сигнала или сделать заказ завтра после 10 утра. Включаю запись голосового сообщения, говорите!»
Коротко о главном
Голосовое меню (IVR) – одна из функций виртуальной АТС, которую вы можете подключить для своей компании. Никакого дополнительного оборудования для работы не потребуется. Для доступа к возможностям виртуальной АТС необходим только интернет в офисе.
Что IVR способно сделать для вашего бизнеса:
- повысить доверие к компании и улучшить её имидж в глазах клиентов
- сократить расходы и нагрузку на колл-центр
- автоматизировать часть задач колл-центра
Обратите внимание на типичные ошибки, которые многие компании допускают при настройке IVR (мы подробно расписали их в этой статье). Если всё сделать правильно, то голосовое меню станет незаменимым и важным инструментом для вашего бизнеса. Сервис Zvonobot будет рад помочь с этим.
Оставьте заявку на сайте. Специалисты Zvonobot проконсультируют вас и помогут настроить голосовое меню через личный кабинет сервиса. Вы получите ответы на все вопросы.
Понравилась статья? 😉

Digital-маркетолог с 2009 года. Обозреватель Zvonobot Media. Пишу про бизнес, маркетинг, финансы и IT.
Приятного чтения! ❤