Декомпозиция целей и задач: что это такое, методы, как использовать в маркетинге

Декомпозиция целей и задач: что это такое, методы, как использовать в маркетинге
Косвинцев Михаил Михайлович
Косвинцев Михаил Михайлович
Практикующий маркетолог с опытом работы более 6 лет. Руководитель отдела маркетинга в международной компании ООО ВИДЖЕТ (Zvonobot) . Спикер тематических форумов для предпринимателей и онлайн-курсов по маркетингу.
Задать вопрос

Достигать цель бывает непросто: чем она объемнее, тем сложнее подступиться к ней. Знакомое чувство? Есть разные методы для достижения желаемого результата. Один из популярных — декомпозиция целей или задач. В её основе лежит принцип «разделяй и властвуй». Давайте разбираться вместе!

Декомпозиция: что это простыми словами, её суть и виды

Основные понятия

Декомпозиция — метод разделения целого на части. Процесс основан на пути перехода от более важных до менее значимых задач.

Функциональная композиция — процесс изучения и анализирования отдельных частей, составляющих сложную процедуру. Когда крупная задача дробится на несколько частей для понимания процесса их выполнения.

Решение проблем, ведение бизнеса, повседневные дела… Декомпозиция используется во многих сферах нашей жизни для эффективного решения задач. А также при составлении тайм-менеджмента и разработке интерфейсов. 

Декомпозировать — построить пошаговый план действий, решить сложный вопрос. Такие цепочки похожи на схемы из блоков или интеллектуальные карты. 

Простые примеры работы стратегии:

Авиакомпании необходимо помыть большой самолет. Специальных моек для такого случая нет, своими силами справляться долго и трудно: нет специального инвентаря, не хватает персонала и т.д. Есть оптимальное решение — вызов двух профессиональных бригад для уборки внутри салона и снаружи. То есть большая задача уже делится на две небольших.

При этом рабочие тоже делятся на подгруппы — те, кто снаружи (будут работать на носу и хвосте), и те, кто внутри (отдельно моют кабину пилота и пассажирский салон). Таким образом, две небольшие задачи разделились ещё на четыре маленьких.

Или:

Алексей поставил себе цель: сделать 50 отжиманий за один раз при недостаточно хорошей физической подготовке. Он поделил большую задачу на части: в первый день сделать 10 отжиманий, во второй — 20, в третий — 30 и т.д. Можно отменить систему, следовать только своим желаниям, опираться на силы и свободное время, но принесет ли желаемый результат такая методика?

Виды декомпозиций

  • Горизонтальная декомпозиция

Это когда работа делится, например, по внешнему поставщику или потребителю. Сегментирование деятельности компании по этапам и элементам, затем по входам/результатам/рынкам/продуктам/клиентам/регионам. Маркетинг или закупки разбиваются по регионам/продуктам/ключевым клиентам.

  • Вертикальная декомпозиция

Это когда происходит деление на этапы/типы работ. Так, например, маркетинг разбивается на изучение рынков/анализ продаж/построение прогноза продаж и т.п. При использование горизонтальной или вертикальной декомпозиции не требуется принятие организационных решений, создание подразделений, описание должностных позиций в отличие от процессного подхода.

Главная цель любого вида декомпозиции — составитель должен понимать, как получить желаемый результат, не прибегая к коренным преобразованиям.

Зачем нужна декомпозиция целей

В первую очередь для снижения давления глобальной цели на психологическое состояние. Если разбить желание на несколько шагов, ее будет легче достичь. Например, чтобы подняться по карьерной лестнице в новой профессии, решение задачи поделится на несколько этапов:

  1. Узнать больше о профессии.
  2. Получить необходимые знания для выполнения простых операции.
  3. Оттачивать теоретические и практические навыки.
  4. Составить хорошее резюме.
  5. Изучить вакансии и устроиться на официальную работу.
  6. Показать свои навыки начальству, решая поставленные задачи, или даже превзойти коллег-конкурентов.

Так можно быстрее прийти к задуманному. Конкретные сроки помогут не сходить с пути.

Декомпозиция: что это простыми словами, её суть и виды

Принцип, цели и задачи декомпозиции

Для эффективности процедуры нужно соблюдать простые требования:

  1. Структура плана должна быть как можно проще.
  2. Подзадача составляется так, чтобы исполнитель без проблем понял ее.
  3. Когда первые этапы произведены — полученные результаты анализируются. При необходимости производится деление задач еще на несколько частей.
  4. Важно соблюдать иерархию от более важных до менее значимых задач.
  5. Разделение происходит по единому принципу, характеристика одного уровня должна быть единой.
  6. У каждой подзадачи устанавливается определенный процент, показывающий приближение к намеченной цели. При этом совокупность всех этапов — 100 процентов.
  7. Иерархическая глубина определяется перед началом работ. Важен визуальный охват всей системы. 

Поэтапная система едина: если одна задача не соответствует по значимости другой, наиболее важную нужно разбить еще на несколько частей. 

Декомпозиция успешно применяется в психологии, социологии и экономике. Если децентрализация сформирована правильно, желаемый эффект достигается довольно быстро. Хорошо внедрять такую систему в командной работе, чтобы каждый человек выполнял свои обязанности.

Преимущества декомпозиции целей

Несколько преимуществ при составлении структуры:

  1. Достижение глобальной цели через ее деление на подзадачи для снятия психологической напряженности.
  2. Не теряется ориентир к поставленной цели. Видимый прогресс после прохождения мини-этапов мотивирует делать больше, анализировать результат и корректировать свой путь. При появлении возможности быстрее достичь результата тратится меньше запланированного времени, тут же вносятся изменения в план действий.
  3. Масштабное выполнение задачи отнимает огромное количество энергии. Во время выполнения небольших задач, наоборот, появляются новые силы и возможности.

Способы и методы декомпозиции

Классический способ декомпозиции — разбивка основной задачи на несколько шагов, их фиксация на бумаге или другом носителе информации. Возле каждого этапа подробно расписываются все действия, устанавливаются временные рамки.

Эффективно создание майндмэпа (интеллект-карты, карты мыслей или ассоциативной карты) или центральную карту с визуальным отображением структуры цели, прописанными шагами и их взаимосвязь. А также указывается имя исполнителя при работе в команде. Такой вариант подходит для составления пошагового плана в разных категориях, выполняющихся параллельно. Часто используется для проведения мозгового штурма.

Способ SMART (аббревиатура от англ. specific, measurable, attainable, relevant и time-bound) используется для ускорения достижения результата. Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой, ограниченной временными рамками.

Дедлайн особенно важен, т.к. без временных рамок задача становится бесполезной, лишь частично удовлетворяющая потребности человека.

Цели по системе SMART (СМАРТ)

Как реализовать декомпозицию

В процессе декомпозирования происходит избавление от лишних действий во избежание лишней работы, мешающей достижению цели. Нужно оставить только важные операции.

Глобальная цель должна быть четко сформулированной, лишенной абстракционизма. После чего делится на шаги, анализируется их результат. Получившиеся этапы разбиваются еще на маленькие задачи для избавления от нецелесообразных элементов. Оставляются только значимые вещи.

В процессе командного достижения результата важно работать вместе с другими членами группы. Пусть каждый говорит и будет услышан, чтобы посмотреть на методы достижения результата со всех сторон, избавиться от несущественных деталей.

Простые инструменты для моделирования декомпозиции

Чтобы наглядно смоделировать декомпозицию, используются различные инструменты. Для расстановки этапов применяются ментальные карты и древовидные интеллект-карты, которые создаются вручную или с помощью современных технологий. Существует редакторы для эффективного проведения децентрализации (например, онлайн-сервис MindMeister)

Оценка результатов по итогам декомпозиции

Когда человек худеет и регулярно следит за показателями, результат цели рассчитывается довольно просто. Другое дело — подсчет результатов по итогам декомпозиции в бизнесе.

Наглядный пример:

Владелец предприятия нацелен на получение дохода в этом месяце больше, чем в предыдущем. От прибыли будет зависеть личный доход его владельца. Он рассчитывается по формуле: Q × Р. При этом Q — число повторных действий, а Р — результат после одного определенного действия (продана позиция, рассчитан средний чек и т.д).

Цель владельца — получить 1 000 000 рублей чистой прибыли за 30 дней. Он может совершить одну сделку, которая принесёт нужную сумму, продать два товара по 500 000 рублей, 4 товара по 250 000 рублей и так далее. Т. е. заработать эти деньги можно разными путями, выполняя различное количество операций.

При этом Р высчитывается следующим образом:

Р = L × CV × C × N,

где:

N — средняя частота, с которой один клиент покупает товар с предприятия за месяц.

S — средний чек.

CV — конверсия (процесс подсчета количества обращений, переросших в продажу).

L — число потенциальных клиентов в течение месяца. 

К примеру, количество клиентов в течение 30 дней (L) было 1000, CV составляет 10%, S — 3 тыс. рублей, N = 10 сделок.

Получается: P= 1 тыс. × 0,1 × 3 тыс. × 10 = 300 110 рублей.

Такой подсчет помогает понять, какую область можно контролировать более эффективно и развивать для увеличения общей прибыли предприятия. 

Есть несколько вариантов сделать это:

  1. Работать с маркетинговыми предприятиями для увеличения потока целевой аудитории.
  2. Совершенствовать скрипты для увеличения конверсии.
  3. Повысить средний чек (повышение стоимости продукта, увеличение объёма продаж).
  4. Увеличить клиентскую лояльность, используя CRM-программы, формируя индивидуальные предложения и предоставляя скидки.

Такая формула поможет понять, на какой проблеме лучше сосредоточиться. Кроме того, есть различные онлайн-сервисы, помогающие быстрее выявить проблему и найти ее решение. Даже работать с таблицей Excel в некоторых случаях не придётся.

Декомпозиция цели по системе Брайана Трейси

Брайан Трейси — знаменитый канадский ученый, который разработал собственный метод для эффективного деления цель на шаги. Этот вариант отличается использованием психологического приёма.

По словам автора, надо:

  1. Поставить конкретную задачу.
  2. Быть готовым расстаться с зоной комфорта для её достижения.
  3. Учиться новому и много работать.
  4. Уметь сосредоточиться на важных делах и верить в свои силы.

Только так можно добиться успеха. Если человек не соблюдает хотя бы один пункт, его ждет провал.

Благодаря методу Трейси, маркетинговые кампании развиваются, создавая рентабельные веб-страницы, находят ошибки в системе продаж и устраняют их. 

Этот метод позволяет провести организацию/реорганизацию предприятия или ее отдельной части. В том числе методика позволяет работать не только над построением карьеры, но и над улучшением личной жизни.

Декомпозиция цели по системе Брайана Трейси состоит из 12 шагов, которые выполняются последовательно:

Шаг 1

Для выработки убеждения нужно четкое понимание того, какой результат будет на выходе. Например, можно мотивировать сотрудников больше работать путём премий и других вознаграждений.

Шаг 2

Создать реалистичную задачу. Можно иметь грандиозные цели, но начать их достижение с выполнения небольших последовательных задач. Так психологически легче получить значимый результат.

Шаг 3

Зафиксировать цель на бумажном носителе. Пусть итог будет четким, без размытия границ.

Шаг 4

Для быстрого достижения результата составляется отдельный список со всеми преимуществами и выгодами конечной цели.

Шаг 5

Исходные параметры помогают понять возможности и ресурсы для достижения поставленной цели. Важно провести анализ имеющихся данных, на их основе приступить к выполнению задуманного.

Шаг 6

Ограничить время. Пусть срок будет реальным, совпадающим с имеющимися ресурсами. Без временных рамок достичь цель сложно.

Шаг 7

Определить преграды и сложности на пути достижения задуманного. Выписать их в один список по значимости. Основная работа будет происходить по устранению первого пункта, мешающего достигнуть цели в поставленный срок.

Шаг 8

Учиться новому в нужной сфере, посещать различные тренинги, читать соответствующую литературу. Саморазвиваться.

Шаг 9

Определить, кто может помочь в достижении цели. Записать в список всех людей, готовых оказать помощь и расставить их по значимости. Ввести их в курс дела и делегировать обязанности.

Шаг 10

На основе собранной информации составить приоритетный и хронологический списки. В первом все действия будут находиться в порядке значимости, во втором — в порядке выполнения. 

Этот пункт является наиболее важным. В течение дня нужно выполнять не больше 4 действий, длящихся всего 60 минут. Переработка недопустима. Оба плана будут переписываться в процессе ещё несколько раз.

Шаг 11

Необходимо визуализировать цель и делать это регулярно для поддержки мотивации.

Шаг 12

На этом этапе (или ещё раньше) нужно откинуть все сомнения и двигаться только вперед. Проявлять решимость и упорство. Результат зависит не только от цифровых показателей, но и от внутреннего позитивного настроя. Значительную роль играет самооценка, самоуважение и гордость за выполненные шаги.

Декомпозиция в маркетинге

Маркетологи часто используют этот метод в работе с воронками продаж. Суть заключается в том, чтобы перевернуть их вверх дном и разложить все этапы в обратном порядке, разобраться, что заставляет клиента в конкретном случае переходить с одной ступени на другую. Так образуется причинно-следственная связь, позволяющий определить факторы, способствующие росту доходов предприятия.

Как декомпозировать воронку продаж

Для правильного процесса нужно выполнить простые действия:

  1. Работать с воронкой продаж конкретного предприятия, перевернуть её и собрать ступени наоборот.
  2. Понять, на что опираются потребители при переходе от одного этапа к другому.
Воронка продаж наоборот в маркетинге

Что маркетологу делать после декомпозиции воронки продаж

После проведения отделом маркетинга декомпозиции, нужно собрать статистику и посчитать конверсию на каждом этапе. Собранные данные тщательно изучаются, т. к. напрямую влияют на эффективность рекламных кампаний. Различные сервисы позволяют провести эту процедуру достаточно быстро. Они показывают, как потребитель двигался от момента знакомства с предприятием через рекламу до совершения покупки.

После анализа конверсии можно заметить слабые места в продажах. Например, клиенты переходят на официальный сайт предприятия, но не кладут товар в корзину. Или они положили товар, но по какой-то причине так и не решились его приобрести. Чтобы это исправить, можно сделать надпись «Способы оплаты» на сайте более заметной, но ненавязчивой.

Таким образом, нужно разобрать каждую ступень. Главное — понять, что тормозит покупателей на определенном шаге, устранить все барьеры.

Каких ошибок нужно избегать при декомпозиции целей

Главное — не каждая декомпозиция будет работать быстро. Некоторые требуют дополнительных ресурсов для достижения намеченного результата. Кроме того важна значимость каждого шага. 

Важно тестирование составленного плана на практике и его коррекция при необходимости. Незначительные шаги, влияющие на результат, лучше убрать, ведь они отвлекают от основной задачи.

Декомпозиция важна любому бизнесу. Она способствует эффективной работе и значительному улучшению реализации сложного проекта. Без визуализации и выставления приоритетов выполнить его будет сложно.

Те, кто только начинают заниматься декомпонизированием, делят задачи на совсем незначительные шаги и потом расстраиваются, что цель долго достигается (или не выполняется вовсе), опускаются руки и метод не работает. Если сделать этапы слишком простыми и размытыми, получение нужного результата затрудняется. Важно сделать их понятными конкретными для всех членов команды.

Также часто предприниматели не обращают внимания на промежуточные данные, однако они влияют на скорость и качество полученного эффекта. То есть вторая ошибка — разбивка на недостаточное количество ступеней. Если внимательно и скрупулезно относиться к плану, главная идея реализовывается быстро.

Для достижения баланса нужно расставлять приоритеты правильно. Только так можно эффективно улучшить работу предприятия и любой сферы своей жизни.

Уровни сложности декомпозиции цели на примерах

Рассмотрим степень сложности декомпозиции цели на наглядных примерах из жизни.

Невысокий уровень декомпозиции

В розничном магазине средний чек составляет 5 тысяч рублей, средняя конверсия достигает 40 процентов. При этом владелец магазина ставит цель увеличения месячного оборота до 3 000 000 рублей. Чтобы понять, сколько потребителей должны прийти в течение месяца, нужно:

3 миллиона разделить на 5 000 и на 0,4 процента = 1500 человек.

В одном календарном месяце столько клиентов должны посетить магазин и купить товар. Эти показатели повлияют на дальнейшую маркетинговую стратегию и определению реалистичности плана.

После анализа декомпозиции можно сделать вывод: за 30 дней такое количество покупателей не наберется. Нужно повышать конверсию, исходя из формулы увеличения продаж.

Средний уровень декомпозиции

Если оптовая торговая компания ставит задачу получить 6 000 000 рублей чистого дохода в течение месяца. Нужно также обратиться к исходным параметрам, где средний чек составляет 150 тысяч рублей, конверсия достигает 10 процентов, а рентабельность доходит до 30 процентов.

Исходя из этих показателей нужно посчитать, какое количество холодных звонков нужно сделать в течение месяца. Для достижения этого показателя нужно поднимать цену среднего чека и работать над конверсией. Рядовой сотрудник выполнить столько задач не сможет.

Высокий уровень декомпозиции

К примеру, владелец парикмахерской желает привлечь 300 клиентов за 30 дней. На рекламу выделено 500 рублей за лид, в поисковой системе находится 6 тысяч потенциальных клиентов. CTR составляет 15 процентов, один клик стоит 15 рублей. Инверсия страницы зависит от дизайна, интерфейса и составляет 20 процентов.

Конверсия 80 процентов. Это не все показатели, однако их достаточно для проведения процедуры и увеличения объема продаж. От числа тех, кто увидел рекламу, на сайт зашли 6 000 × 0,15 = 900 человек. При этом за рекламу было потрачено 900 × 15 = 13 500 рублей. Конверсия составляет 900 × 0,2 × 0,8 = 144 человека.

Результат и радует (на одного клиента было потрачено меньше, чем владелец изначально запланировал), и огорчает (намеченная цель не была достигнута) одновременно.

Декомпозиция в бизнесе пример

Несколько советов от экспертов

  1. Приступать к декомпозиции, когда главная цель четко сформулирована, не абстрактна.
  2. Рационально рассчитывать ресурсы, нужные для выполнения цели. Ставить реалистичную цель.
  3. Для наибольшей эффективности каждого уровня, они должны состоять из 5–9 подзадач.
  4. Расставлять задачи по приоритетам, сначала выполняя самые значимые.  
  5. Детализация проводится только на первых уровнях, т. к. потом работа идёт «по накатанной» и дополнительно прорабатывать элементы не нужно.
  6. Сначала выполнять этапы, не требующих много времени и других ресурсов.
  7. Устанавливать и соблюдать дедлайн.
  8. При возможности делать шаги параллельными друг другу, совместными для экономии времени.

Заключение

Составление декомпозиции не займёт много времени и больших ресурсов, усваивается с первого раза. Выполняется различными методами, с которыми нужно предварительно ознакомиться, чтобы подстроить под них свою задачу. Декомпозирование приводит мысли в порядок и способствует пониманию стратегии увеличения прибыли.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )