Что такое маркетинг простыми словами

Что такое маркетинг простыми словами

В этой статье мы познакомимся с понятием маркетинга, узнаем о его видах и функциях. 

Термин «маркетинг» произошел от английского слова «market» (рынок). В переводе слово «marketing» можно трактовать как «рыночная деятельность»

Собственно говоря, у этого термина существует более 500 определений, но мы лишь познакомимся с самым распространенным вариантом. 

Маркетинг — это совокупность процессов, главная цель которых заключается в получении прибыли с помощью удовлетворения потребностей потребителя. Иначе говоря, чем эффективнее компания разработает воронку продаж, тем больше прибыли принесут клиенты. Все просто. 

История появления и развития маркетинга

Впервые термин маркетинга упомянул американский экономист Арч Уилкинсон Шоу в 1905 году. Он создал теорию маркетинга, в которой объяснил взаимосвязь между сферами производства и потребления. Известный экономист считал, что результатом взаимодействия клиента и заказчика является факт продажи товара или услуги. 

Первая маркетинговая фирма была открыта еще в 1908 году, которая специализировалась на исследовании проблем рынка. В 1911 году появились отделы маркетинга в крупнейших корпорациях США: Curtis Publishing, United States Rubber и другие. Через 20 лет была основана Американская Ассоциация Маркетинга, куда входило более 15 000 организаций. 

1 января 1937 года была основана Американская Ассоциация Маркетинга, куда входило более 15 000 организаций. 

Этапы развития маркетинга 

Историю развития маркетинга условно делят на 5 периодов: 

  1. 1905-1960 гг. В этот период была создана основополагающая теория маркетинга — концепция совершенствования производства. Концепция была основана на том, что потребитель выбирает те товары, которые имеют большую популярность и доступные цены.
  2. 1961-1970 гг. На этом этапе центральным действующим лицом был потребитель. В то время была следующая ситуация на рынке: спрос товара или услуги превышал предложение. Покупатель выбирал наиболее подходящий продукт исходя из его стоимости и качества производства.
  3. 1971-1980 гг. В это время на первый план выходит торговля. Жесткая конкуренция на рынке приводит к тому, что производитель пытается передать всю коммуникацию с покупателями в руки торговле. Торговля играет роль посредника между клиентом и производством. Она лишь выдает заказы на изготовление товаров, при этом сама их не производит.
  4. 1981-1990 гг. Появляется менеджмент – система управление производством.
  5. 1990 г. — н. в. Этот исторический период связан с возникновением теории рыночной сети: все организации нуждаются в оптимизации бизнес-процессов.

Цели и задачи маркетинга

После того как мы углубились в историю развития маркетинга, определим его первостепенные цели и задачи. 

Маркетинг позволяет решить следующий перечень задач: 

  1. Исследование рынка
  2. Анализ целевой аудитории
  3. Составление ценовой политики организации
  4. Анализ конкурентной среды
  5. Создание продуктовой линейки
  6. Разработка воронки продаж
  7. Реклама товаров и услуг
  8. Сервисное обслуживание

При решении вышеперечисленных задач необходимо руководствоваться такими принципами, как: 

  1. Составление плана работы и программ сбыта продукта.
  2. Расчет производственных возможностей предприятия.
  3. Сегментация аудитории.
  4. Совершенствование технологий производства.
  5. Быстрое реагирование на меняющийся спрос товара или услуги.
Что такое маркетинг простыми словами

КСТАТИ

Зарегистрируйтесь в нашем сервисе голосовых рассылок Zvobobot и получите первые 20 автозвонков — бесплатно!

Виды маркетинга

Данные мы брали из официальной классификации маркетинга, утвержденной в Ассоциации маркетологов в 1985 году. Маркетинг делится на следующие виды:

  1. Конверсионный вид. Этот вид маркетинга решает задачи по снижению уровня негативной реакции к бренду, вызванной скандалом или целенаправленными действиями конкурентов, и возобновлению имиджа компании. 
  1. Стимулирующий вид. Уменьшение спроса на товары или услуги. Маркетологи показывают ценность товара путем снижения ценовой политики или повышения качества производства. 
  1. Развивающий вид связан с потенциальным недовольством потребителей на имеющуюся продукцию. Отдел маркетинга выявляет скрытые желания покупателя для воплощения их в новом товаре. 
  1. Поддерживающий вид. Чаще всего применяют, когда объем спроса товара/услуги равен предложению. После достижения желаемого результата предприниматели продолжают рекламировать товар для поддержания величины спроса. 
  1. Противодействующий вид, основная задача которого заключается в том, чтобы убедить покупателя отказаться от товаров с низкими потребительскими свойствами. 

Маркетинговый план

Маркетинговый план — процесс планирования компании, в котором детально расписаны шаги по развитию компании. Другими словами, это документ с перечнем последовательных действий. Маркетинговая стратегия состоит из теоретической и практической части. При составлении маркетингового плана стоит обратить внимание на следующие принципы: 

  1. Скользящее планирование. В зависимости от текущей ситуации на рынке, компания должна быть готова к корректировке плана развития. 
  2. Дифференциация. Компания разрабатывает стратегии для каждого сегмента аудитории. У каждого сегмента существуют свои потребности и «боли», поэтому для каждой группы ЦА разрабатывается индивидуальный план развития. 
  3. Многовариантность. Принцип означает, что при планировании организация должна быть готова к любым вариантам исхода событий. Все версии обязаны быть прописаны в маркетинговом плане. 

Инструменты маркетинга

Как правило, все маркетинговые инструменты можно разделить на 4 группы: 

  1. Цена. Себестоимость продукта с учетом наценки. 
  2. Продукция. Ассортимент товаров и услуг, созданный для удовлетворения человеческих потребностей. 
  3. Сбыт. Процесс распространения товара для его продажи или обмена. 
  4. Реклама. Продвижение продукта с целью его популяризации. 

Маркетинг услуг и товаров 

Продукт —результат производственной деятельности для удовлетворения потребностей потребителя. 

Во время разработки товара или услуги важно отметить ключевые характеристики продукта, которые будут интересны целевой аудитории. Например, цвет автомобиля или процессор у ноутбука. 

При формировании услуги и товара необходимо составить уникальное торговое предложение (УТП), благодаря которому можно выделиться на фоне конкурентов. Самая дешевая пицца в Перми — отличный пример УТП. 

Сетевой маркетинг

Сетевой маркетинг или MLM-бизнес — концепция реализации товаров или услуг с помощью системы прямых продаж. За сбыт продукции сетевых компаний отвечают дистрибьюторы. Торговые агенты не только занимаются продвижением товара, но и привлекают новых клиентов. 

Диджитал маркетинг 

Digital маркетинг — это комплексное использование цифровых каналов для продвижения бренда, компании или продукта. Цифровой маркетинг помогает продвинуть товар или услугу с помощью любых видов рекламы: голосовые рассылки, таргетированная и контекстная реклама, SEO продвижение, телевидение и другие.  

Контент маркетинг (SMM)

Аббревиатура SMM (Social Media Marketing) расшифровывается с английского как «маркетинг в социальных медиа». SMM-маркетинг используется для продвижения бренда и привлечения трафика с помощью социальных платформ: «ВКонтакте», Facebook

Для того чтобы сформировать положительный образ бренда и повысить лояльность потребителей, используется контент-маркетинг. Его главная задача состоит в том, чтобы органично превращать новую аудиторию в постоянных клиентов. Таким образом, контент-маркетинг помогает построить долгие и доброжелательные отношения с покупателями.

Партизанский маркетинг

Партизанский маркетинг — необычный вид маркетинга, главная изюминка которого состоит в том, чтобы свести материальные затраты к минимуму. Скрытая маркетинг использует нетривиальные идеи для рекламы, которые обходятся в небольшую сумму. 

Основные принципы партизанского маркетинга

  1. Уникальный подход к презентации продукта.
  2. Применение оригинальных способов привлечения внимания.
  3. Дешевизна.
  4. Одноразовое использование нестандартных приемов (многоразовое применение одного и того же приема малоэффективно).
  5. Эмоциональный призыв, чтобы вызвать нужную реакцию у потребителя. 

Вирусный маркетинг

Как правило, под вирусным маркетингом понимают распространение коммерческой информации с помощью эффекта «сарафанного радио». В таком подходе важно, чтобы рекламное предложение «цепляло» клиентов, вызвало эмоциональный отклик. 

Рассмотрим 3 ключевых особенностей, которые придают рекламе вирусный эффект:  

  1. Социальное доказательство. Люди делятся рекламой исходя из мнения других людей. 
  1. Авторитетность. Если предприятие обладает высоким социальным статусом, то шанс того, что рекламное сообщение быстро распространится, повышается многократно. 
  1. Эмоции. Коммерческая информация должна вызывать чувства у покупателей. Неважно положительные или отрицательные. 

Партнерский маркетинг

Партнерский маркетинг (Affiliate Marketing) — это способ конверсии клиентов для сторонних компаний за вознаграждение. Главная цель аффилейт маркетинга заключается в том, чтобы заставить покупателя выполнить целевое действие: зарегистрироваться в личном кабинете, сделать заказ или заполнить заявку. 

Email маркетинг

Email-маркетинг — это стратегическое продвижение бизнеса посредством электронной почты. После того как клиент заполнил форму регистрации на сайте, его контакты автоматически сохраняются на сервере. Список контактов используется для составления клиентской базы. Маркетологи используют сервисы email-рассылок для массовой отправки рекламных сообщений по электронной почте. 

Эвент маркетинг

Event-маркетинг — маркетинговая деятельность, направленная на создание эмоциональных связей между компанией и целевой аудиторией. Чаще всего событийный маркетинг привязан к определенному событию. Это может быть событие мировой значимости или мероприятие, организованное специально компанией. 

Крауд маркетинг

Крауд-маркетинге (Crowd Marketing) — это распространение коммерческой информации с помощью различных каналов: соцсети, тематические форумы и т. д. 

SEO маркетинг

SEO-маркетинг — привлечение заинтересованных пользователей из поисковых систем. Основная задача SЕО-специалиста состоит в том, чтобы оптимизировать сайт под поисковые запросы. 

Узнаем главные особенности SEO-маркетинга: 

  1. Универсальность. Подходит всем сайтом с любыми тематиками. 
  2. Увеличение уровня конверсии. Повышая оптимизацию сайта, можно настроить постоянный трафик клиентов. 
  3. Бесплатно. SEO-продвижение не требует затрат. 

Какими качествами должен обладать маркетолог 

Данные мы брали с сайта hh.ru. Большинство заказчиков требуют от кандидатов следующие черты характера: 

  1. Аналитический склад ума. Цифры, анализ, и снова по кругу. Умелый маркетолог должен просчитывать действия на перед, строить диаграммы и читать дашборды. 
  2. Дотошность к мелочам. Для маркетолога несвойственна фраза «и так сойдет». Он постоянно ищет новые механики для повышения уровня продаж. 
  3. Лидерские качества. Менеджер по рекламе выступает в роли лидера в компании, который формирует перечень задач, разрабатывает стратегию развития и отслеживает реальное положение дел. 
  4. Широкий кругозор. Креатив в рекламе высоко ценится. Для создания уникальной рекламы, которая вызовет ажиотаж у клиентов, важно знать, что интересно потенциальным покупателям. 
  5. Гибкость. Тренды постоянно меняются, поэтому маркетологу важно уметь быстро подстраиваться под актуальную обстановку в мире. 
  6. Психологическая грамотность. Для эффективного продвижения товаров или услуг специалист по рекламе должен знать основы психологии. Это поможет ему закрывать боли потребителей и улучшить отношения между компанией и пользователями. 
  7. Стремление к самосовершенствованию. Хороший маркетолог постоянно стремится улучшить свои навыки, узнать новые методики и инструменты. Он любит экспериментировать и искать непротоптанные пути. 
Что такое маркетинг простыми словами
таблица актуальных soft скиллов маркетолога

Популярные профессии в маркетинге 

Мы проанализировали сферу маркетинга и выявили ТОП-10 востребованных вакансий в 2021 году: 

  • Бренд-менеджер
  • SЕО-специалист
  • Продюсер
  • Контент-маркетолог
  • PR-менеджер
  • Копирайтер
  • Бизнес аналитик
  • UX-дизайнер
  • Продакт-менеджер
  • Веб-аналитик
  • HR-менеджер

Немного о создании эффективной воронки продаж 

Воронка продаж — пошаговая инструкция для маркетологов, в которой прописан путь клиента от первого взаимодействия с компаний вплоть до момента покупки. 

При разработке воронки продаж необходимо выполнить следующие действия: 

  1. Создать качественное УТП
  2. Продумать пути получения «холодных» клиентов
  3. Сформировать интерес
  4. Отработать возражения
  5. Закрыть сделку
  6. Проанализировать эффективность воронки продаж
  7. Увеличить конверсию
Пример воронки продаж для интернет-магазина
Пример воронки продаж

Заключение 

Маркетинг — неотъемлемая часть любой компании, без которого невозможно представить современный бизнес. Развивающиеся компании используют одновременно несколько каналов для рекламы, что позволяет выделиться среди конкурентов и настроить постоянный трафик клиентов. 

Оцените статью
( 8 оценок, среднее 3.88 из 5 )

Умные голосовые роботы для телефонных продаж от Zvonobot

Голосовой робот на нейросетях для звонков

Подробнее

Робот для приема входящих звонков

Подробнее

Звонки роботом  —  автоинформатор клиентов

Подробнее

Узнать, как голосовые роботы помогают бизнесу увеличить продажи

Кейсы