Ринат Шамсиев, CEO ZVONOBOT: 7 неочевидных советов стартапу

Рубрики Полезное


“Почти везде нас не соединяли с секретарем, поэтому приходилось заходить в каждое агентство лично. За два дня мы ничего не продали…”

Ринат Шамсиев выступил на втором митапе CEO во ФРИИ, где рассказал о допущенных ошибках на этапе становления Zvonobot , а также о выводах, которые сделала команда.

-Развивать компанию мы начали в 2016 году,  в 2017 прошли акселерацию и с того момента выросли в 10 раз. С этого года стартовали продажи на международном рынке. Сегодня же я вспоминал все допущенные ошибки. Оказывается, что большую часть мы не замечали, но вот основные пункты на которых я хочу акцентировать ваше внимание:

“В первую очередь следует делать то, что вы должны, а затем уже то, что вам нравится.” 

Эта фраза принадлежит автору книги “Принципы” Рей Далио. Это модная книга про важные аспекты в управлении организацией.

Дело в том, что, когда ты CEO и фаундер компании, — ты чувствуешь себя самым умным и важным, однако, при таком раскладе очень легко “свалиться” в зону комфорта.

Первый год мы действительно занимались больше тем, что нам нравится. Это изменилось, когда мы пришли в акселератор, где нам дали понять, что, если делать только то, что нравится, будешь получать только посредственные результаты. Но, если делать то, что выводит тебя из зоны комфорта и то, что надо тебе для кратного роста — можно получать более качественные результаты. 

Наш пример: первый год, когда количество пользователей достигло 100 человек,  мы свалились в unit-экономику. Однако потом пришло отрезвление, и мы ушли в активные продажи. На данный момент из 35 человек 17- это продажники и растем мы в основном из-за отдела продаж.

“Нельзя бездумно копировать, но копировать нужно.”

В 2015 году, работая с партнерами над компанией, мы решили скопировать популярный аналогичный сервис. Мысль была простая: если они зарабатывают деньги, мы тоже будем зарабатывать деньги. На самом деле все это далеко не так работает. Не стоит бездумно копировать, необходимо анализировать сервисы и извлекать лучшее, что будет применимо в вашем продукте. Мы регулярно изучаем другие сервисы, чтобы проанализировать их фишки и хаки. Советую посмотреть фильм “Пираты силиконовой долины”, там есть одна хорошая фраза “хорошие художники копируют картины, лучшие их воруют”. Вспомните, когда Вы в последний раз брали что-то с рынка и при этом с пользой для вашего бизнеса. Если такого давно не было — самое время использовать гугл.

“Нужно упаковывать процессы на старте.”

Процесс — это действительно важная вещь и нам повезло, что мы упаковали процессы на самом старте. Чтобы не допускать суматохи, Ваши сотрудники должны четко понимать, что нужно делать.

“Раньше выходить из зоны комфорта.”

 В последнее время я все чаще встречаю людей, которые боятся поднимать цены за товары или услуги.

В компании мы три раза увеличивали цены. Таким образом, мы стали зарабатывать на 10% больше выручки и на 20% увеличили прибыль. При этом не потеряли в конверсии.

Мой совет: подумайте, каким образом Вы можете увеличить средний чек, а также заняться тем, чем не нравится.

У меня есть отличный кейс на этот счет: на начальном этапе становления компании мы пытались продавать агентствам недвижимости. Почти везде нас не соединяли с секретарем, поэтому приходилось заходить в каждое агентство лично. За два дня мы ничего не продали, однако, благодаря этому мы смогли выйти из зоны комфорта, что помогло нам в дальнейшем правильно выстраивать коммуникацию с клиентами.

“Надо бороться с причинами, а не с последствиями.”

Не зря многие компании проводят акции и скидки. Особенно, когда план продаж не выполняется. На самом деле мы тоже действовали таким способом в первом проекте. Сейчас мы поняли, что бороться надо не с последствиями, а с причиной. В этом году мы действуем иначе — стараемся исключить акции и скидки, чтобы наоборот продавать дороже. 

“Не надо бояться тратить деньги.”

Как вы думаете, если в Вашей компании работает пять продажников и проект окупается, нужно ли нанимать еще пять или десять? 

Этим вопросом можно оценить то, насколько CEO верит в свой проект. В какой-то момент мы сами переживали и не нанимали много сотрудников. Сейчас у нас на вакансию менеджера по продажам открыто около 15-20 мест. У нас есть четкое видение роста компании, это также касается численности сотрудников. Мы записываем каждую цель и затем идем к ней. К этому нужно стремиться.

“Корпоративная культура”.

В стартапе должна быть культура, чтобы каждый преследовал общую цель. Корпоративная культура должна подразумевать риски, кроме того не забывайте про соблюдение гендерной политики. Грамотно выстроенная корпоративная культура — это то, что также способно вывести Ваш бизнес на новый уровень.

Вывод:

Любой стартап рано или поздно могут постигнуть трудности. От ошибок фаундеров никто не застрахован. Соблюдение нехитрых советов, описанных в статье, поможет Вам в определении правильного вектора движения для вашего бизнеса.

Видеоролик с выступления Рината: https://vk.io/ZmnXvX

Узнать еще больше полезного: zvonobot.ru