Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое API и как программный интерфейс поможет вашему бизнесу.
- Что значит API
- Зачем нужен API?
- Функции API
- Типы API
- Плюсы и минусы работы с API
- Почему разработчики используют API?
- Как происходит вызов функций API
- Косвенные вызовы API
- Примеры API
- Api Vk
- Api Steam
- Api Google
- Api Telegram
- Api Yandex
- Api WhatsApp
- Api Discord
- Api Github
- Api Facebook
- Api Instagram
- Api Валберис
- Api Битрикс
Что значит API
Аббревиатура API расшифровывается как Application Programming Interface и в дословном переводе с английского означает «Программный Интерфейс Приложения».
Термин часто используется в разных сферах бизнеса, но для многих это все еще набор букв без особого смысла. Итак, API — это комплекс различных функций, методов и инструментов, с помощью которых приложения могут взаимодействовать между собой.
Для более понятного объяснения можно рассмотреть термин API в качестве задачи по математике за 5 класс. В программе А нет функций, которые есть в программе Б. Чтобы программа А получила доступ к функционалу Б, необходимо провести некие «мостики», которые будут связывать их между собой. Соединяющие «мостики» — это и есть API.
Зачем нужен API?

В первую очередь программный интерфейс был создан для удобства. С помощью API компания может интегрировать свой продукт с другими приложениями для хранения данных, рассылки голосовых и СМС сообщений. Важно понимать, что разработчикам не требуется писать специальный код, а лишь обратиться к API через HTTP-запросы. Таким образом, алгоритм не только упрощает работу, но и оптимизируют бизнес-процессы.
Функции API
На сегодняшний день алгоритм является важнейшим инструментом в сфере маркетинга. Зачастую доступ к API предлагается в качестве ИТ-услуги.
Например, с помощью API-интеграции c сервисом голосовых рассылок Zvonobot можно настраивать звонки для различных событий в воронке продаж, собирать обратную связь от клиентов или информировать о важных акциях.
Клиенту не придется создавать собственный сервис, необходимо лишь отправить запрос и получить ответ о статусе операции.
Типы API
В зависимости от типа доступа API разделяют на следующие группы:
- Внутренние. Используются для решения корпоративных задач. Внедрение API в компанию позволяет снизить расходы и настроить отлаженную работу бизнес-процессов.
- Партнерские. Применяются в рамках деловых коммуникаций с партнерами или клиентами компании, с которыми уже есть договоренности. Например, партнерские API используются для разработки веб-продуктов или интеграции программного обеспечения.
- Открытые. Такие API-интеграции являются публичными, то есть могут использоваться третьей стороной. Они применяются для продвижения программы или самой компании.
- Сложные. Они состоят из нескольких программных интерфейсов для решения многоступенчатых задач. Главная преимущество — высокая производительность по сравнению с отдельными API-интерфейсами.
Также существуют WEB API для создания HTTP-служб. Они бывают трех типов:
- RPC (Remote Procedure Call). Это удаленный вызов процедур для обмена файлами и объявления функций в других процессах. Принцип работы: вызов удаленных программ сравним с объявлением функций внутри системы.
- SOAP (Simple Object Access Protocol). Этот протокол используется для обмена данных в распределительных системах. Работает с протоколами прикладного уровня.
- REST (Representational State Transfer). Представляет данные в качестве ресурсов и применяет базовые функции HTTP для чтения, обновления и удаления объектов.
Плюсы и минусы работы с API
Рассмотрим основные преимущества работы с программным интерфейсом:
- Экономия времени и средств с помощью внедрения готовых решений.
- Простота использования. Нет необходимости вдаваться в детали вопроса.
- Унификация — одна и та же функция API, внедренная в разные программы, будет понятна всем.
- Позволяет просматривать актуальную информацию в режиме реального времени.
Но есть и недостатки, а именно:
- Изменения на основном сервисе не сразу попадают в API.
- Нельзя узнать, как именно реализованы готовые решения и как выглядит исходный код.
- API предназначена для общего пользования, поэтому не подходит для решения индивидуальных задач.
Почему разработчики используют API?

- Доступ к готовым решениям. Например, интеграция по API с сервисом голосовых рассылок Zvonobot позволяет уменьшить нагрузку на операторов, уведомлять клиентов обо всех изменениях и проводить опросы.
- Защита данных. Программисты для повышения безопасности выносят функционал, который должен быть защищен, в отдельное приложение.
- Объединение разных систем. Если необходимо авторизоваться в приложении через электронную почту или подключить к нему платежную систему, то без API не справиться с этой задачей.
- Экономия бюджета. Как правило, подключить готовые инструменты дешевле, чем создавать их с нуля.
Как происходит вызов функций API
Разберем вызов функций на примере методов библиотек на языке Python:
Чтобы предоставить функции через интернет, нужно отправить на сервер HTTP-запрос в формате JSON.
Например, запрос для озвучки текста с помощью API Yandex.SpeechKit выглядит следующим образом:
Косвенные вызовы API
Кроме вызовов API напрямую, существуют и косвенные вызовы, осуществляемые при помощи разработчика или специальных программ для тестирования функций.
Стоит отметить, что не только программист может взаимодействовать с API, но и сам пользователь. Например, когда пользователь нажимает кнопку «Вернуться назад» в браузере, он тоже взаимодействует с API через графический интерфейс.
Примеры API
Разберем на примере популярных приложений, как разработчики внедряют внешние сервисы с помощью API.
Api Vk

Программный интерфейс позволяет получить информацию из базы данных приложения ВКонтакте с помощью HTTP-запросов.
Api Steam
С помощью Steam Web API можно получить информацию об играх на платформе, аккаунтах, а также авторизоваться через Steam на сторонних сайтах.
Api Google
Наглядный пример — Google Calendar API. Может взаимодействовать с приложениями для бронирования или организации мероприятия. API-интерфейс автоматически добавляет дату и точное время события в календарь.
Api Telegram

Telegram client API позволяет выполнять автоматизированные действия от лица клиента, а именно: получать историю сообщений в группу, собрать данные о пользователях групп и взаимодействовать с ботами.
Api Yandex
Поисковая система Яндекс интегрируется с другими приложениями с помощью API-интерфейса. Например, API Яндекс.Погоды показывает актуальный прогноз погоды, предоставляет усредненные показатели за несколько лет и другие дополнительные данные.
Api WhatsApp

Популярный мессенджер предлагает платное решение для удобного общения с клиентами. WhatsApp Business API позволяет делать массовые рассылки, использовать чат-боты для автоматизации работы, а также отправлять сервисные сообщения.
Api Discord
Программа для общения в играх предоставляет доступ к инструментам, с помощью которых можно создавать и использовать ботов. К примеру, Discord Slash API позволяет прослушивать сообщения в чате или собирать статистику об игроках.
Api Github
Платформа для хостинга и разработки совместных проектов разрешает создавать репозиции, делать коммиты файлов и переключаться между ветками через API.
Api Github
Api Facebook
Платформа Facebook с помощью Graph API предоставляет доступ к пользователям, фотографиям, событиям, а также связям между ними.
Api Instagram

Instagram API — это программный интерфейс для сторонних приложений или веб-страниц. Благодаря встроенному алгоритму, можно получить данные профиля, видео и изображения.
Api Валберис
С помощью API-ключа Wildberries можно программным путем обращаться к интернет-магазину и получать информацию о заказах, продажах и других данных клиента. На основе полученных данных маркетологи проводят аналитику и разрабатывают стратегии для дальнейшего развития.
Api Битрикс
Битрикс API разделяют на два вида: Bitrix 24 API и 1C-Bitrix API. Модули подключаются к платформам и проводят любые необходимые действия: управляют заказами, товарами или пользователями.

Digital-маркетолог с 2009 года. Обозреватель Zvonobot Media. Пишу про бизнес, маркетинг, финансы и IT.
Приятного чтения! ❤