SCRUM: что это, зачем нужно и как использовать

SCRUM: что это, зачем нужно и как использовать

Любой бизнес стремится создать слаженный коллектив высококлассных специалистов, где каждый участник команды знает своё место и исправно выполняет свои обязанности.

На практике же компании встречаемся с трудностями в организации рабочего процесса. В этой статье мы разберём методику SCRUM, применив которую в своём деле, можно сплотить коллектив и быстрее добиться желаемого результата.

Содержание
  1. Что такое SCRUM простыми словами
  2. Краткая история появления SCRUM
  3. Термины SCRUM
  4. SCRUM
  5. Спринт
  6. Принципы SCRUM
  7. Работа короткими циклами (спринтами)
  8. Гибкость
  9. Участие пользователя и заказчика в разработке
  10. Взаимодействие команды
  11. Отличие SCRUM от Kanban
  12. Отличие SCRUM от Agile
  13. SCRUM-команда
  14. Состав команды
  15. Принципы работы Scrum-команды
  16. Процесс работы Scrum-команды
  17. Артефакты Scrum
  18. Что такое Story points и как это работает
  19. Что включается в Story points?
  20. Какие платформы внедрили SCRUM онлайн-доски для организации работы
  21. Битрикс24
  22. Jira
  23. Trello
  24. Lucidspark
  25. Роли в процессе SCRUM
  26. Core roles (Основные роли) в методологии Скрам («Свиньи»)
  27. Ancillary roles (Дополнительные роли) в методологии SCRUM («Куры»)
  28. Поля SCRUM
  29. Обязательные поля
  30. Дополнительные поля
  31. Преимущества и недостатки SCRUM
  32. Чем SCRUM отличается от традиционного способа управления
  33. Как внедрить методологию SCRUM
  34. Отмена спринта
  35. Минимизация рисков в Скраме
  36. Пример SCRUM-проекта
  37. Какие компании используют SCRUM
  38. Интересные книги про SCRUM
  39. Отзывы
  40. Вывод

Что такое SCRUM простыми словами

Scrum — это методика для организации работы в коллективе. Благодаря ей можно повысить эффективность производства и достичь лучшего результата за более короткий срок.

Краткая история появления SCRUM

Впервые термин Скрам получил широкое распространение в конце 80-х гг. ХХ века. Тогда японские учёные Икуджиро Нонаки и Хиротаки Такеучи в своих работах употребили этот термин, чтобы описать успех небольших проектов.

Методологию Scrum разработали программисты Кен Швабер и Джефф Сазерленд. Наблюдая за американскими военными, разработчики поняли, что результат производства зависит от степени сплочённости в команде.

Кен Швабер и Джефф Сазерленд — разработчики методологии Скрам
Кен Швабер и Джефф Сазерленд — разработчики методологии Скрам

В 2001 году Кен Швабер совместно с Майклом Бидлом выпустили первую книгу под названием «Agile Software Development with SCRUM». В книге подробно описаны организационные процессы, правила управления проектами и полезные советы.

Термины SCRUM

После того как мы познакомились с историей возникновения методологии Скрам, узнаем основные определения, которые помогут нам лучше разобраться в управлении рабочим процессом.

SCRUM

Слово SCRUM в переводе с английского означает «схватка». Термин взят из игры регби и означает слаженные действия в команде, когда все игроки передают мяч по полю. В бизнесе определение Скрам используется для координирования и структурирования производственной деятельности.

Спринт

Спринт — это временной отрезок, в течение которого Скрам-команда выполняет запланированное количество задач. Простыми словами, это жёсткий дедлайн, который устанавливает начальство.

А Вы использовали в своей работе методологию SCRUM?
Да
50%
Нет
50%
Проголосовало: 2

Принципы SCRUM

Бизнес всегда ориентируется на клиента, чтобы покупатель вовремя и в полном объёме смог получить нужный продукт. Рассмотрим несколько правил, соблюдая которые можно выстроить гибкую систему управления командой.

Работа короткими циклами (спринтами)

Разбейте большой проект на несколько спринтов. Так вы сможете сузить круг задач и оставить только первостепенные.

Гибкость

Гибкость и мобильность — важные характеристики для реализации проектов. При любых изменениях или незапланированных трудностях команда должна в кратчайшие сроки пересмотреть стратегию и внести необходимые коррективы.

Участие пользователя и заказчика в разработке

Заказчик должен участвовать в создании продукта. После каждого этапа команда разработки отправляет владельцу продукта промежуточный результат. Клиент проверяет готовый результат и вносит поправки. Таким образом, заказчик получает желаемый товар, который полностью соответствует техническому заданию.

Взаимодействие команды

Scrum-команда — это единый организм, которые выполняет одну задачу. Не стоит забывать про взаимодействие внутри группы. Если один элемент системы выходит из строя, то вся система рушится.

Отличие SCRUM от Kanban

Отличие SCRUM от Канбана

Методологии SCRUM и Kanban относятся к семейству Agile. Оба метода применяются для оптимизации рабочего процесса, но между ними есть принципиальные отличия. Ключевая разница между Скрам и Канбан заключается в длине итераций. Скрам-команда выполняет определённое количество действий за конкретный промежуток времени, тогда как в Kanban нет чёткого дедлайна и объёма задач. Для визуализации бизнес-процессов используются интерактивные Kanban-доски.

Отличие SCRUM от Agile

Agile — это набор ценностей, применяемых для управления проектами в команде разработки. Рассмотрим главные ценности методологии Agile, а именно: люди, качество продукта, связь с заказчиком и адаптация к любым изменениям. Scrum же является руководством к конкретным действиям. Таким образом, метод Скрам включает в себя ценности философии Agile.

Agile и Scrum простыми словами: видео

SCRUM-команда

SCRUM: что это, зачем нужно и как использовать

Как правило, SCRUM-команда насчитывает 6–9 человек, в редких случаях состоит из 3–6. В группе не может быть более 9 человек. Это связано со сложностями взаимодействия внутри коллектива, что приводит к снижению эффективности производства.

Состав команды

В команде задействованы 3 роли:

  1. Владелец продукта (Product Owner). Эту роль занимает заказчик продукта или его официальный представитель. На владельце лежит ответственность за составления бизнес-плана, в котором заказчик прописывает список требований и определяет план развития. Стоит отметить, что владелец продукта должен быть один, иначе усложняется процесс быстрого взаимодействия.
  2. Scrum Master (Скрам-мастер). Скрам-мастер является ответственным за соблюдение принципов и ценностей метода Scrum в производстве: отслеживает качество работы каждого члена команды, проверяет эмоциональное состояние внутри коллектива и сверяет конечный продукт с требованиями заказчика.
  3. Delivery Team (Разработчики). Разработчики отвечают непосредственно за создание продукта. Как мы уже знаем, процесс производства внутри команды Скрам разделяется на несколько спринтов. Первостепенная задача Delivery Team — утверждение реалистичных целей для каждого спринта. Далее устанавливается крайний срок для выполнения запланированного объёма задач. Для разработчика востребованы следующие качества: пунктуальность, объективность и коммуникативность.
SCRUM: что это, зачем нужно и как использовать
Когда команда в деле!

Принципы работы Scrum-команды

Для продуктивной работы по методологии Скрам важно учитывать 3 принципа:

  • Стремление к идеалу. Каждый член команды должны постоянно самосовершенствоваться в профессии и стремиться к созданию идеального продукта.
  • Самостоятельность. Помимо работы в коллективе, учитываются индивидуальные навыки каждого сотрудника. Общий результат достигается за счёт выполнения большого числа мелких задач.
  • Кросс-функциональность. Под кросс-функциональностью следует понимать выполненный комплекс работ в сочетании с оптимальным способом её исполнения.

Процесс работы Scrum-команды

Условно работу скрам-команды можно разделить на 5 этапов.

Планирование бэклога спринта

Для начала спринта необходимо определиться со списком задач. Вся команда собирается для выявления приоритетных задач, из которых будет формироваться бэклог. Далее оговаривается объём задач, временной промежуток для каждого цикла и результат выполненной работы.

Проведение регулярных совещаний

Еженедельно, а в некоторых случаях даже ежедневно, Scrum-команда проводит обзор спринта, цель которого состоит в том, чтобы получить ответы на текущие вопросы:

  1. Что сделано с момента прошлого собрания?
  2. Какой план действий на неделю?
  3. Есть ли сложности к достижению цели?

В ходе совещания Scrum-мастер и владелец продукта корректируют процесс производства и разрабатывают новую стратегию работы.

Организация скрам-доски

В переговорке вешается доска, которая наглядно отображает информацию о проделанной работе. Доска делится на три столбца: «Что нужно сделать», «В работе» и «Сделано». Такой способ помогает мониторить актуальные данные текущего спринта.

Изменение планов в ходе итерации

При возникновении любых сложностей разработчики докладывают все владельцу продукта. Заказчик вместе со Скрам-мастером оптимизируют бизнес-процессы и помогают уложиться в назначенный срок.

Подведение итогов

По завершении каждого спринта проводится проверка готового решения. После того как продукт был протестирован, Product Owner собирает фокус-группу для сбора обратной связи.

Артефакты Scrum

Артефакты Scrum Definition of Done, DoD (Критерий готовности)

В ходе Scrum-проекта должны быть заполнены три специальных документа, а именно:

  1. Burndown chart (Диаграмма сгорания задач). Данная диаграмма показывает зависимость количество проделанной и оставшейся работы от времени спринта. Важно ежедневно обновлять данные, чтобы в режиме реального времени отслеживать любые изменения.
  2. Project backlog (Журнал пожеланий проекта). Журнал пожеланий включает в себя комментарии заказчика по поводу разработки конечного продукта.
  3. Sprint backlog (Журнал пожеланий спринта). Бэклог спринта содержит перечень требований к функциональности промежуточного продукта. Все цели разбиты на задачи. После завершения спринта каждая задача оценивается Скрам-командой.
  4. User Story (История пользователя). Требования к бизнес-функциональности, которая должна быть добавлена в бэклог проекта, часто называются пользовательской историей. При этом в истории может быть представлена следующая структура: “В случае если я являюсь пользователем <тип пользователя>, то я хочу сделать <действие> для получения нужного результата”. В итоге такая структура понятна как разработчикам, так и Скрам-мастеру.
  5. Definition of Done, DoD (Критерий готовности). Показатели, определяющие уровень готовности товара или услуги в соответствии с ТЗ.
  6. Velocity (Скорость команды Скрам). Производительность показывает, какое количество действий может выполнить Скрам-команда за один спринт.
  7. Scrum-доска. Как мы уже говорили, Scrum-board — это графический инструмент, позволяющий отслеживать реальное положение дел в команде, контролировать процесс работы, а также следить за прогрессом текущего спринта.
  8. Инкремент продукта. Это пригодная для использования часть продукта, которая должны быть сделана по завершении спринта. Команда разработчиков презентует инкремент Скрам-мастеру и заказчику для получения от них фидбэка.
  9. Задачи спринта (Оценка трудоёмкости выполнения пользовательской истории). Чтобы оценить сложность поставленных задач, используется техника покер планирования. Главная цель такого метода не выявить точное время, которое уйдёт на выполнения объёма работы, а убедиться, что все участники одинаково понимают задачу.

Что такое Story points и как это работает

Сторипоинты — это система оценки задач в методологии Scrum. Этот метод позволяет дать точную оценку работы, уменьшить время на составления плана, а также повысить продуктивность команды.

Что включается в Story points?

Чтобы измерить усилия для выполнения элемента бэклога, необходимо знать следующие показатели:

  • Объём производства. Чем больше задач необходимо выполнить, тем больше сторипоинтов назначается за реализацию продукта.
  • Уровень сложности. Разработчики получают определённое число сторипоинтов в зависимости от сложности задачи.
  • Риски или трудности. При оценивании работы стоит учитывать возможные трудности, которые могут возникнуть в ходе разработки продукта.

Какие платформы внедрили SCRUM онлайн-доски для организации работы

Рассмотрим несколько сервисов, которые уже внедрили Скрам-доски в своё программное обеспечение.

Битрикс24

В бизнес-платформе Битрикс24 есть инструмент Tasks, в который включены специальные Scrum-опции, а именно: Kanban-доска, диаграммы Ганта и программы для планирования рабочей нагрузки сотрудников.

Jira

Программный инструмент Jira содержит все необходимые инструменты для управления командой: Скрам-доски, бэклог продукта и текущего спринта.

Trello

Приложение Trello является популярным Scrum-инструментом как для командной, так и для индивидуальной работы. В сервисе есть программы для визуализации работы (канбан-доски, карточки).

Lucidspark

С помощью интерактивной доски Lucidspark можно воплощать в жизнь любые бизнес-идеи: от удобного обмена информацией между сотрудниками вплоть до отслеживания темпа работы.

Роли в процессе SCRUM

Роли в процессе SCRUM Свиньи и куры

В соответствии с методом Scrum в производстве можно определить роли, которые распределены на «свиней» и «кур». На «свиньях» лежит ответственность за изготовление продукта, тогда как «куры» являются сторонними лицами, которые не заинтересованы в развитии проекта. Мнение «кур» учитывается при разработке проекта, но они не могут непосредственно вмешиваться в ход работы.

Core roles (Основные роли) в методологии Скрам («Свиньи»)

«Свиньи» являются полноправными участниками проекта. Основной состав команды состоит из владельца продукта или его представителя, Скрам-мастера и разработчиков.

Ancillary roles (Дополнительные роли) в методологии SCRUM («Куры»)

В качестве дополнительных ролей выступают пользователи и стейкхолдеры. К стейкхолдерам могут относиться менеджеры проекта, бухгалтерия, администрация и другие второстепенные участники.

Поля SCRUM

Документация SCRUM-проектов состоит из обязательных и дополнительных показателей. Рассмотрим каждые из них.

Обязательные поля

  • Уникальный индивидуальный номер (ID). Применяется для удобного отслеживания историй.
  • Наименование истории. Важно использовать один алгоритм названия User Story, чтобы все участники SCRUM-команды могли понять, о чём идёт речь.
  • Важность (Importance). Данный показатель отвечает за степень важности задач. Как правило, является целым числом. Приоритетность задач зависит от значения числа, которое назначается в результате переговоров с заказчиком.
  • Бизнес-процессы. Это краткое описание всех Скрам-операций проекта.
  • Предварительная оценка. Перед началом спринта разработчики, Скрам-мастера и владелец продукта оговаривают объем работы, возможные трудности и риски, которые могут возникнуть в процессе работы. Измеряется в сторипоинтах.
  • Презентация продукта. Это описание результата работы в конце спринта.
  • Критерии оценки. Это список требований, которым должен соответствовать конечный продукт.

Дополнительные поля

  • Панель управления или оптимизации. Данное поле позволяет выбрать все пункты категории «оптимизация» и установить им низкий приоритет.
  • Второстепенные компоненты. К ним относятся база данных и сервер клиента. Обычно они используются для создания пользовательской истории.
  • База знаний. В ней хранится информация обо всех бизнес-процессах, полезные сведения для разработки проекта и другая важная информация.
  • Идентификатор отслеживания ошибок. Благодаря ему можно находить баги, которые возникают при разработке элемента. Система отслеживания ошибок сохраняет ссылки на все баги, которые к ней относятся.

Преимущества и недостатки SCRUM

Узнаем плюсы и минусы методологии управления проектами.

Высокая производительность. Scrum-команда разбивает весь объём работы на несколько этапов, что позволяет сконцентрироваться на первостепенных задачах и отбросить вторичные.
Низкий уровень брака. Скрам-мастер контролирует каждый этап работы, чтобы минимизировать количество ошибок.
Делегирование обязанностей в команде. Все участники Скрам-команды знают свои роли и задачи. Это способствует повышению уровня ответственности к работе.
Прозрачность информации. Вся информация о проекте находится в открытом доступе и любой участник команды может её посмотреть.
Быстрая обратная связь. Разработчики могут напрямую связаться с владельцем продукта и быстро собрать обратную связь.
Методология Скрам подходит не ко всем сферам деятельности. К примеру, есть проекты, которые ориентированы на достижение долгосрочных целей.
Используется для малых и средних проектов. Возникают сложности при решении сложных многоступенчатых задач.

Чем SCRUM отличается от традиционного способа управления

Сравним метод SCRUM с традиционным подходом управления PMBOK.

PMBOKSCRUM
Сбор требований и пожеланийСбор требований и приоритезация задач
Подтверждение проделанной работы заказчикомProduct Owner принимает продукт после завершения спринта
Постановка операцийТребования разбиты по спринтам
Определение дедлайнаУстановление длительности спринта
Составление расписанияВ спринте учтены возможные сложности и риски. Прописаны все обязанности каждого участника команды
Контроль работыОтслеживание прогресса работы с помощью Скрам-доски
Составление финансового планаПрогнозирование затрат и пересмотр бюджета по завершении проекта.

Как внедрить методологию SCRUM

Сейчас мы расскажем, как внедрить Scrum правильно, чтобы повысить эффективность работы и на выходе получить успешный продукт.

Сбор команды

При выборе команды необходимо учитывать опыт работы специалистов, профессиональные и личностные качества. Делегируйте эту задачу опытным HR-менеджерам, в противном же случае вы можете нанять неквалифицированных сотрудников с низким уровнем знаний в вашей нише.

Выбор скрам-мастера

Scrum-мастер — это связующее звено между исполнителями и заказчиком. При найме Scrum Master важно, чтобы он хорошо разбирался в методологии и хотя бы несколько раз применял её на практике.

Создание списка требований к продукту

Перед началом работы необходимо составить техническое задание, где будут прописаны основные требования по выполнению задания.

Планирование спринтов

После составления списка требований важно разбить весь процесс разработки на несколько циклов, чтобы лучше структурировать работу.

Анализ и оценка результатов

По завершении спринта необходимо подвести промежуточные итоги работы. Прежде чем перейти на следующий этап, нужно исправить все недочёты предыдущего.

Отмена спринта

Product Owner может отменить спринт, если цели и задачи, прописанные на данном этапе, больше не актуальны.

Минимизация рисков в Скраме

Благодаря поэтапной разработке проекта и тщательному контролю каждого спринта, обеспечивается высокое качество продукта, а, значит, вероятность появления ошибки крайне мала.

Проектные модели: каскадная, agile, канбан
Различие проектных моделей наглядно 🙂

Пример SCRUM-проекта

Разберём методологию Scrum на конкретном примере тренажёрного зала.

Тренажёрный зал хотел оповестить клиентов о скидке в честь 23 Февраля. Клиент составил ТЗ и передал список требований отделу разработчиков. Скрам-команда составила план работы и оценила срок проекта в два дня.

Список задач:

  1. Загрузить клиентскую базу в сервис голосовых рассылок Zvobobot.
  2. Запустить обзвон роботом по всей базе.
  3. Собрать результаты прозвона.

После выполнения задания SCRUM-команда обсудила проделанную работу и составила дальнейший план развития компании.

Кстати, зарегистрируйтесь в нашем сервисе голосовых рассылок Zvobobot и получите первые 20 звонков — бесплатно!

Какие компании используют SCRUM

Метод Скрам имеет широкий диапазон использования: маркетинговые агентства, фармакологии, телекоммуникационные компании, розничные сети и другие. Наиболее распространёнными примерами являются Google, Amazon и Netflix.

Интересные книги про SCRUM

Если вас заинтересовала методика Скрам, то для большего ознакомления мы советуем прочитать следующие 3 книги:

  • Джефф Сазерленд “Scrum. Революционный метод управления проектами”. Это книга обязательна к прочтению, ведь её написал один из основателей Скрам. В книге понятным языком описаны основные положения для организации рабочего процесса. Автор объясняет, как эффективнее управлять проектами, затрачивая при этом меньше времени и сил.
  • Хенрик Книберг “Scrum и XP: заметки с передовой”. Книга Хенрика Книберга поистине является одним из лучших практических пособий в области разработки ПО. Но есть небольшая проблема — книгу непросто найти в русскоязычном переводе.
  • Майк Кон “Scrum: гибкая разработка ПО”. Это практическое пособие по освоению метода Scrum с примерами из практики. В книге изложены материалы в рамках темы «Гибкая разработка программного обеспечения», но будет полезно читателю и из других предметных областей, так как принципы ведения проектов идентичны.

Отзывы

Ниже представлены несколько отзывов о книге Джеффа Сазерленда «Scrum. Революционный метод управления проектами».

Всем привет! Книга мне очень понравилась. В ней понятным языком рассказывается о сложных процессах, которые необходимо выполнить для продуктивного сотрудничества. Рекомендую к прочтению

Михаил

Прочёл эту книгу и остался под большим впечатлением. Принципы и методы, описанные в книге, ориентированы на IT-сферу. Рекомендую книгу всем друзьям и знакомым

Олег

В книге достаточно много полезной информации. Эту книгу я бы посоветовала начинающим руководителям и начальникам отделов. Потому что тут не только рассказывается про рабочие моменты, но и про взаимоотношения внутри коллектива. Например, говорится, как наладить отношения между сотрудниками

Светлана

Вывод

Система методов гибкого управления является незаменимым инструментом для людей, чья работа связана с организацией и управлением бизнес-процессов. К ключевым достоинствам этого метода относятся ориентированность и гибкость. С помощью методологии Скрам можно повысить не только продуктивность в команде, но и прибавить в качестве продукта.

Обучающий мультик про Скрам для Вас и ваших сотрудников 😉

Если Вы уже практиковали данный метод в своей команде, насколько эффективен он оказался?

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )